Покер способен погрузить тебя в состояние крайней саморефлексии, когда ты сам и твои эмоции становятся центральной частью твоего сознания. Всё начинает вращаться вокруг злости, разочарования, отчаяния, стыда и даже чувства собственной никчёмности. Очень быстро всё становится «про тебя» — игрока. Ты — главный герой этой истории. Покер становится машиной, которая раз за разом подкидывает тебе негативные переживания, а ты — тем, кто их проживает.
Думать о себе — это то же самое, что страдать. Самосознание — буквально грань невротичности. Депрессивные и психотические люди используют гораздо больше слов, связанных с собой. Одержимость своим внутренним состоянием делает тебя больным.
Только что у тебя возникло отношение к автору этой цитаты?
Если да, то ты тут же скатился к собственной оценке другого человека, а не к сути мысли. Ты повернул внимание внутрь себя, вместо того чтобы взглянуть на цитату объективно, снаружи. Неважно, положительное это отношение или отрицательное — твоя способность оценить мысль в цитате теперь «отравлена» субъективной оценкой личности. Трудно не реагировать так, особенно если у тебя уже есть свои эмоции по поводу Питерсона.
Точно так же мы оцениваем и покер: не как игру, а через призму личных эмоций.
Вместо объективного разбора раздачи мы тут же реагируем внутренне, оценивая раздачу по тому, насколько нам сейчас приятно или неприятно.
Например, сделал плохой колл на ривере, а оппонент оказался с блефом — и вот уже кажется, что колл был крутым, потому что он подарил приятные эмоции.
А сделал реально крутой колл и попал в натсы — и теперь ругаешь себя или винишь в этом всю игру, потому что чувствуешь себя отвратительно после проигранного стека.
Подумай вот о чём. Внутренняя «механика» покера существует независимо от присутствия людей.
Представь себе вселенную, где ничего нет, кроме копий планеты Нептун. Только огромные замерзшие шары метанового льда — никакой жизни, никакого сознания. Но даже в этой вселенной K-7-3 разномастные будут хорошим бордом для диапазона 3-беттера с SB. Это останется правдой независимо от того, наблюдает это кто-то или нет.
Покерные истины живут своей жизнью — они существуют вне зависимости от того, как мы их воспринимаем. И если Питерсон прав, и чрезмерная саморефлексия порождает страдания, то единственный путь снизить страдания — вынести фокус изнутри себя наружу, к чему-то настолько интересному, что оно полностью захватит наше внимание. Мы делаем так, когда смотрим крутое кино — и так же можем делать в покере.
Для меня самый эффективный способ справиться с тильтом — полностью погрузиться в саму суть покера, уйти с головой в детали, схемы и концепции.
Так сильно зациклиться на игре, что забыть про своё «Я» и поймать это самое потоковое состояние: чистая рациональность, наука и любопытство. В таком режиме ты не страдаешь — ты исследуешь. Ты не борешься с игрой, ты изучаешь, пробуешь, ищешь закономерности.
А покер — он просто есть, такой, какой есть. Ты не можешь его изменить, как не можешь изменить законы физики.
В таком мышлении исчезает лишнее напряжение. Когда на экране снова уплывает твой стек или, наоборот, тебе что-то заносят, значение имеет только одно — каково было EV твоего действия. Покер — это EV, диапазоны и выбор линий. Не важно, какие карты были у оппонента конкретно в этот раз и сколько фишек осталось у тебя после раздачи.
В следующий раз, когда почувствуешь, что застрял в болоте эмоций, вспомни, что именно тебя цепляет в покере. Сфокусируйся на этом — пусть игра станет твоей «меккой» для ума.